• Сб. Сен 25th, 2021

PAIDALY AQPARAT

Все в одном месте. Полезные информаций во всех сферах жизни

Чудеса в мировых религиях

Автор:kalkoz

Июн 17, 2021

Уже было высказано предположение, что мифологии местных и древних религий не следует называть чудесными, поскольку они имеют дело с мифическим происхождением и возрастом; часто они пытаются объяснить, как возникли определенные закономерности и то, что сейчас считается нормальным ходом вещей. Решающее различие заключается между религией на популярном «примитивном» уровне и более высокоразвитыми формами религиозных верований. Тенденция первых состоит в том, чтобы относиться к конкретному магическому присутствию священного и предвидеть возможность использования этого присутствия для достижения таких желаемых целей, как исцеление, благословение или успех в предприятии. Высшие формы религии — хотя и признают чудеса, и даже требуют догматическогоутверждение веры в них — демонстрируют гораздо более дифференцированное и сложное отношение.

Индия

Чудеса в мировых религиях

Индия стала классической страной чудес не из-за рассказов о фантастических действиях божественных существ или полубожественных героев и аватаров (воплощений индуистских богов), связанных в индийской мифологии, а потому, что и популярная религия, и философская теория не устанавливают границ мистическим силам, которые может быть достигнута великими аскетами и йогами приверженцами Йоги ,Индийская философия учит подавлению любой активности ума, тела и воли, чтобы «я» могло осознать свое отличие от них и достичь освобождения). Даже если эти силы считаются незначительными в высшей религии и незначительными в духовном отношении, их реальность никогда не подвергается сомнению. В Упанишадах , а также брахманы -ancient санскритских писания ведических период может рассмотреть высоты религиозного понимания и мистического опыт как высшая цель человечества, но ни позже классические источники , ни современная индуистская вера когда — либо вопросы чудодейственных полномочий святого человека. Такое же отношение разделяют и другие религии индийского происхождения — джайнизм иБуддизм .

Сам Будда отказался распространять свое учение, впечатляя своих слушателей чудесами. СогласноВ Ангуттара Никае , одном из сборников изречений Будды, есть три вида чудес — чудо магии, чудо чтения мыслей и чудо наставления — и из них последнее является самым чудесным и превосходным, тогда как два других не намного лучше фокусов фокусника. Тем не менее, тот же текст также описывает, что подразумевается под чудоммагия :

Есть тот, кто… будучи одним становится множеством,… появляется и исчезает, беспрепятственно проходит сквозь стены… Он ныряет в землю и вылетает из нее, как если бы это была вода. Не тону, он ходит по воде, как по земле. Сидя, скрестив ноги, он летит по небу, как крылатая птица. Рукой он касается и гладит солнце и луну.

В том же тексте утверждается, что этими силами был наделен не только Будда, но и сотни монахов его ордена.

Религии Запада

В западных В монотеистических религиях необходимо различать роль чудес на уровне народных верований и практик и теорию чудес, выдвигаемую теологами. Вера в личного, всемогущего Создателя, который осуществляет свое провидение над своими созданиями, подразумевает представление о чудесах как о преднамеренном вмешательстве в ход событий того же суверенного Бога, который также обеспечивает их нормальную регулярность.

Иудаизм

Чудеса считаются само собой разумеющимся повсюду в мире. Еврейская Библия . Бог творит «чудеса» (Псалом 72) и «великие и неисследимые, чудеса без числа» (Иов 5). Эти вещи совершаются в его творении в целом и в истории его народа в частности (например, 10 казней в Египте и события Исхода). Список великих чудес, сотворенных Богом, дан в Псалтири 136; их цель — заставить его создания хвалить его, признавать его правление и «знать, что Я Господь». Чудесные дела Бога варьируются от обычных закономерностей творения до необычных вмешательств, которые противоречат обычному опыту и, таким образом, служат знаками Его величия и провидения в отмщении нечестивым и спасении его избранных.

христианство

Новозаветные рассказы о пришествии, рождении, жизни, страстях и воскресении Христа включают в себя множество чудес.В Евангелиях говорится, что Иисус совершал чудеса разного рода: воскрешал мертвых, исцелял больных, изгонял демонов и творил чудеса природы, такие как умножение хлебов и превращение воды в вино в городе Кана. В отличие от Будды и Мухаммеда , Иисус неоднозначно относился к чудесам: с одной стороны, он совершал их как знак своей миссии и приближающегося пришествия Царства Божьего, а с другой стороны, он порицал стремление к чудесам и неоднократно запрещал ученикам предавать гласности его чудеса, настаивая на том, что этотолько вера, которая творила чудеса. Фактически, поскольку чудеса также можно было объяснить, приписывая их демоническому влиянию, в конечном итоге именно вера определяла качество и функцию чуда.

Раннее христианство развивалось в атмосфере эллинистической, греко-римской культуры , которая была полна чудес и легенд. Это, без сомнения, повлияло на христианские традиции и формы благочестия, особенно потому, что народная религия всегда жаждала чудес, и — в конце Евангелия от Марка — Христос сам пообещал, что чудеса будут продолжаться в его церкви. В мире, где лишь несколько критических умов сомневались в реальности чудес, сходство христианских знаков с теми, о которых говорится в языческих легендах, приписывалось демоническому подражанию и подделке. Проблема различения двух источников чудес — потому что дьявол часто маскируется подангел света — часто привлекал внимание богословов и мистиков. В то время как для теологов чудо было признаком Божьего присутствия спасительной и дизайна, для массы верующих это было проявлением Асвященная сила, присущая отдельным людям, местам и объектам.

Средневековые богословы — и особенноСв. Фома Аквинский — учил, что, поскольку все знания основаны на разумных фактах, так и «определенная степень сверхъестественного познания объектов веры» может быть вызвана «некоторыми сверхъестественными эффектами, которые называются чудесами». Эта доктрина уже предполагает систему естественной причинности, которую Бог — хотя обычно он действует через естественный закон, автором и Создателем которого он является — может временно отложить в сторону. Также предполагается, что — по крайней мере теоретически, если не всегда на практике — можно различить естественные и сверхъестественные эффекты. Таким образом, в 1870 г.Первый Ватиканский собор заявил:

Если кто-то скажет, что чудеса невозможны … или что они никогда не могут быть известны с уверенностью, или что с их помощью божественное происхождение христианской религии не может быть правильно доказано — пусть он будет анафемой .

Таким образом, вера в чудеса обязательна в Римско-католическая церковь , хотя вера в какое-то конкретное чудо не обязательно так. Классический протестантизм , однако, ограничивал свою веру в чудеса теми, что записаны в Писании.

ислам

Ислам , как само собой разумеющееся, предполагает, что Аллах (Бог) творит чудеса, и делал это в прошлом, например, через Моисея , Соломона и Иисуса, но существенно не через Пророка.Мухаммад . Согласно Корану , Мухаммад категорически отверг идею доказательства своего призвания знамениями и чудесами: сам Коран был величайшим чудом, а он был всего лишь посланником и проповедником покаяния. Тем не менее, в последующих рассказах о его рождении и жизни рассказывались в высшей степени чудесные подробности.

Популярный ислам — особенно при Суфийское (исламское мистическое) влияние — изобилует чудесами, паломничеством к могилам чудотворных святых и т.п. Догматическое богословие тоже признает чудеса фактами. Особенностью мусульманского богословия является то, что в отличие от христианского богословия оно не принимало идею природы как сущности, действующей в соответствии с фиксированными законами, установленными Создателем. Поскольку Вселенная постоянно воссоздается Аллахом в последовательных атомах времени, естественная закономерность — не что иное, как закономерность привычки Аллаха воссоздавать вселенную. Таким образом, чудо — это отход всемогущего Бога от своих привычек, но в принципе ничем не отличающийся от последних. Мусульманские догматики различают чудеса ( karāmāt), которыми Аллах окружает своих святых ( авлийах ) как отличительный знак, и знаки ( аят , также муджизат ; буквально «действия подавляющего характера»). Последние созданы Аллахом, чтобы доказать искренность своих посланников и сокрушить и заставить замолчать их противников. Такие чудеса, которые отклоняются от обычного хода вещей и имеют такую ​​природу, что другие не могут произвести что-то подобное, являются свидетельством Аллаха искренности его апостолов. Тем не менее проблема осложняется тем фактом, что сатана тоже может творить чудеса. Вообще говоря, чудеса не играют роли в продолжении жизни ортодоксального ислама, хотя они имеют большое значение в народном веровании и благочестии.

Толкование чудес

Все более развитые теологии сформулировали доктрину чудес в контексте своих убеждений относительно Бога, мира, действийприрода и причинность . Появление концепции природы как замкнутой системы, функционирующей в соответствии со строгими причинными законами, не раз создавало проблемы, но средневековая христианская и иудейская мысль без труда утверждала, что порядок, созданный Богом, также может быть приостановлен им.

В классической древности

Чудеса отрицали даже в классической древности. Таким образом,Цицерон утверждал, что

ничего не происходит без причина , и ничего не происходит, если это не может случиться. Когда то, что может случиться, действительно происходит, это нельзя считать чудом. Значит, чудес не бывает.

Цицерон, однако, уточнил это утверждение, сказав, что рассказы о чудесах могут быть необходимы для благочестия невежественного народа. Языческий философ 2-го векаЦельс менее догматичен в своих нападках на христианство: христианские чудеса недостаточно подтверждены и крайне маловероятны, но, даже если бы они были подлинными, они вряд ли могли бы компенсировать чудеса языческого мира — например, исцеления Асклепия . Это был стандартный образец многих религиозных полемик: чудеса как таковые не обязательно отрицались; только те, на которые претендовал противник, были отклонены. Когда это нельзя было отрицать, их приписывали дьявольскому влиянию или мошенничеству священников, а иногда и неправильному толкованию явлений природы.

В 18 — начале 19 вв.

Рационалистическая критика , хотя и не полностью отсутствовавшая в средние века, стала основным фактором в 18-19 веках.Дэвид Хьюм , британский эмпирик и скептик , в главе «О чудесах» в своейВ «Исследовании человеческого разума» утверждалось, что, учитывая общий опыт единообразия природы, чудеса крайне маловероятны и свидетельства в их пользу далеко не убедительны. Следует подчеркнуть, что Юм, критика которого привела его к отрицанию причинности, не отвергал чудеса, потому что они не соответствовали закону причинности — как это делали многие другие мыслители, особенноДеисты (те, особенно британцы, которые отстаивали естественную религию ). Вместо этого Юм настаивал на вероятностном факторе и, следовательно, на важности оценки исторических свидетельств. Поскольку все христиане соглашались с тем, что библейская религия и изложенная в ней схема спасения могут поддерживаться только путем упора на пророчество и чудо, было разработано огромное количество литературы, особенно среди протестантов , доказывающей подлинность христианской веры на основе чудеса записаны в Библии . Однако для многих мыслителей XVIII века обширность и сложность естественного порядка были даже более впечатляющими, чем любые предполагаемыеисключения из него. Таким образом, вера в чудеса, хотя и оставалась важным элементом веры для хороших христиан, казалась факелоносцам рационалистического просвещения чистым суеверием.

Критика концепции чуда формулировалась по-разному. Существовала философская и научная критика в отношении того, что чудеса невозможны и что даже эпистемологически (т. Е. В пределах знания) возникновение чуда никогда не может быть установлено; в лучшем случае, утверждали эти критики, были просто еще необъяснимые природные явления. (Эта точка зрения близка к религиозному утверждению, что вера предшествует переживанию чуда и что факт чуда никогда не может предшествовать вере.) Существовала историческая и филологическая критика , утверждающая, что действительное происхождение чудес необоснованно, и анализируя рост и эволюция легенди тексты, сообщающие о чудесах. Была психологическая критика, утверждающая, что некоторые люди хотят верить в чудеса и поэтому создают творческие творения, отвечающие их психологическим потребностям. Также существовала разновидность религиозной критики, подразумевающая, что истинно духовное не нуждается в чудесной поддержке. Одно из предложенных решений проблемы заключалось в утверждении, что термин чудо не описывает объективное событие, а скорее описывает субъективный способ переживания. Этот взгляд наФридрих Шлейермахер , протестантский богослов и философ начала XIX века, отождествлял чудо с религиозным пониманием любого аспекта мира.

С конца 19 века

Либеральные протестантские мыслители XIX и XX веков, такие как Рудольф Бультманн , немецкий исследователь Нового Завета, отверг традиционное понятие чуда вместе с другими элементами того, что они называли мифологическим аппаратом Библии. Многие из этих либеральных богословов искали доказательства христианства в моральных и религиозных преобразованиях, которые оно принесло в жизнь людей, или истолковывали доктрину спасения в экзистенциальных терминах. Однако первые десятилетия 20-го века также стали свидетелями возврата к более ортодоксальному богословскому климату, как, например, в представленииКарл Барт , швейцарецПротестантский богослов — и новая готовность принимать чудеса как значащие знаки спасительной деятельности Бога. Это изменение климата совпало с определенными достижениями в науке, которые, казалось, ставили под сомнение слишком жесткую и механическую концепцию причинного детерминизма.